Рембрандт Харменс ван Рейн
Великие художники – герои, в которых
отражается дух воспитавшего их народа.
Томас Карлейль
Музыкальный эпиграф: фрагмент увертюры «Эгмонт» Бетховена.
Предварительная работа: учащиеся готовят стихи Н. Гумилева «Блудный сын».
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой Бетховена, слайды или компьютер с компакт диском по зарубежной живописи.
Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством голландского художника Рембрандта ван Рейна и творчеством русского поэта Николая Гумилева.
Задачи:
Воспитательные:
- Познакомить учащихся с этапами жизни и творчества Рембрандта.
- Раскрыть разнообразие тем и образов в его живописи.
- Обратить внимание на самобытность и своеобразие творчества Рембрандта.
- Показать значение его творчества для развития мировой художественной школы.
- Влияние Библии на творчество Рембрандта и поэта Н. Гумилева.
Развивающие:
- Развивать интерес к творчеству Рембрандта.
- Развивать понимание взаимосвязи живописи и литературы.
- Развивать умение всматриваться в окружающую действительность, следовать законам жизни.
- Пробуждать интерес к знакомству с притчами Соломона из Ветхого Завета.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувства добра и любви к людям.
- Воспитывать критическое отношение к человеческим порокам, пустословию,
безделью, пустому времяпрепровождению.
- Воспитывать нравственность, целеустремленность, добропорядочность, доброжелательность.
Ход урока:
Голландская нация нашла свое полное воплощение в личности и творчестве величайшего из представителей ее искусства – Рембрандта Хармса ван Рейна. Все свои фантазии, все образы, созданные его бессмертным гением, он вылил в форму, близкую, понятную и дорогую для его соотечественников. С другой стороны, в его созданиях столько общечеловеческого, что он стал достоянием всего цивилизованного мира.
Детство свое Рембрандт провел на родной мельнице, на берегу Рейна. Вероятно, не раз случалось наблюдательному мальчику следить за лучами солнца, когда они, пробивались сквозь слуховое окно мельничного лабаза, пронизывая золотистыми полосами мелкие частицы мучной пыли. Может быть, эти первые детские наблюдения научили его тем волшебным эффектам света и тени, которые впоследствии обессмертили его имя. Маленький Рембрандт не мог посещать величественные католические храмы и вдохновляться изучением их резных украшений, фресок и статуй. Ему также недоступны были роскошные пиры эрцгерцогского двора. Но для гениального подростка и лейденские улицы, (родного города Рембрандта), и рынки представляли широкое поле для наблюдений; здесь он встречал всевозможные типы, которые еще неумелой рукой переносил на бумагу.
Рембрандт учился с Лейденском университете, но потом полностью отдается искусству живописи. Он работал в разной технике живописи – масляными красками, карандашом, пером и кистью, в совершенстве владел техникой офорта.
Любимым предметом наблюдения для Рембрандта было отражение внутренней, духовной жизни человека на его лице. Гуляя по улицам города, он часто встречал характерные типы крестьян, евреев, нищих, женщин из простонародья. Дощечки и резец были всегда при нем. Таким образом, Рембрандт учился быстро схватывать тип или мимолетную экспрессию. С юных лет Рембрандт выказывал полное презрение тем из своих товарищей, которые, отрываясь от своей национальной школы, рабски подражали итальянским художникам. Героями его картин были не Олимпийские боги, не знатные дамы и господа, а простые люди, подчас бедные и нищие, но они были всегда понятны зрителю и вызывали чувства сострадания, заставляли затронуть добрые и гуманные чувства каждого человека. Он был единственным художником, который отказался от поездки в Италию.
В1632 году Рембрандт переезжает в Амстердам. Его известность быстро растет. Заказчики не заставляли себя ждать. В самое короткое время Рембрандту удалось обеспечить себе вполне безбедное существование. Отличительным свойством этого великого художника было неизменное трудолюбие и преданность искусству. Уже через год после своего переселения в Амстердам Рембрандт создал одно из величайших своих произведений– «Урок анатомии». Члены отдельных корпораций охотно заказывали коллективные портреты. В XVII веке в Голландии такие картины являлись своего рода фотографией на память. Рембрандт своей картиной «Урок анатомии» вносит новые черты: единое чувство внимания и интерес объединяют слушателей доктора Тюльпа. Картина убеждает своей непосредственностью жизненного эпизода. Художник проявил себя прекрасным мастером светотени: по всей картине разлит яркий и вместе с тем мягкий, чарующий свет, нигде не видно мрачных тонов, которыми так любил пользоваться Рембрандт. Это освещение как бы олицетворяет сияние науки, изгоняющее всякую тьму, невежество и фанатизм.
В начале 1634 года Рембрандт, получив благословение матери, женился на Саскии ван Эйленбюрх. С приходом юной хозяйки в доме молодого художника вся его жизнь преобразилась. Как яркий луч милая, любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечности. Все свое счастье Рембрандт, по своему обыкновению, излил в жанровой картине «Автопортрет с Саскией на коленях».
(На экране компьютера слайд картины «Автопортрет с Саскией на коленях»)
Сколько добродушия, силы и бодрости в его открытом лице; так и кажется, что слышишь его веселый смех. Саския несколько сдержанна, она едва прикасается к коленям мужа, готовая ежеминутно, при появлении первого посетителя, вскочить и убежать, чтобы скрыть от посторонних глаз свое смущение. Художник делает зрителя участником происходящей сцены, и приглашает разделить его радость и счастье.
В этот плодотворный период своей жизни Рембрандт написал свои лучшие произведения. Легко работалось в благоустроенном укромном уголке, где каждая безделица носила следы рук любящей женщины. В 1638 году была окончена последняя картина из цикла, заказанного принцем Оранским, изображавшая главные моменты земной жизни Спасителя.
Над картиной «Снятие с креста» Рембрандт работал несколько лет. Темная ночь спустилась на Голгофу. На земле разостлан дорогой покров, приготовленный для принятия Божественного Учителя. Тело Спасителя бессильно скользит по полотну, бережно поддерживаемое учениками. Сколько скорби в этих лицах, сострадания. Главная прелесть картины – ее освещение. Весь свет исходит из тела Христа и ровным и мягким потоком изливается на лица его учеников. Вся природа тонет во мраке; взгляд невольно устремляется на главную группу, на величавый лик Божественного Страдальца, в свете которого мир увидел свет истины.
Семейная жизнь великого живописца была крайне скромной и простой. Он работал без устали. Все время жены и матери принадлежали мужу и детям. Но радость материнства оборачивалось горем: из четырех детей в самом раннем возрасте умерли трое, один только, родившийся в 1642 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца.
Саския иногда позировала для создания картин, например таких, как «Флора», «Даная». (Обязательно напоминаю детям содержание античных мифов).
Прошло уже десять лет после создания картины «Урок анатомии», а коллективные портреты появлялись крайне редко. Их было создано всего три. В 1642году Рембрандт получает заказ на создание большой картины-портрета. Заказ поступил от амстердамского общества стрелков. Они требовали от художника, чтобы он изобразил их стоящими по ранжиру, стройно и чинно, согласно табелю о рангах, среди привычной обстановки, со всеми атрибутами их званий и занятий. Но Рембрандт всегда оставался самим собой и никогда рабски не починялся желаниям и капризам заказчиков. Он стремился создать жанровую картину, полную жизни и движений. Но работа шла медленно, время проходило в пререканиях и спорах с заказчиками. Ежедневно кто-нибудь из членов корпорации забегал в мастерскую художника; все эти посетители волновались и шумели, просили, протестовали – и все были недовольны. Но Рембрандт упрямо стоял на своем
Ни одна из картин голландской школы не подвергалась стольким приключениям и не испытала столько превратностей, как так называемый «Ночной дозор» - название мало подходящее к характеру коллективного портрета членов общества стрелков. До 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества, затем ее перенесли в городскую ратушу.
Золотистый свет, свойственный только кисти Рембрандта, сосредоточен на двух фигурах в центре картины, освещенных ярче всего. Поток такого же света скользит по маленькой девочке, которая вместе с двумя мальчиками, быстро пробирается к лестнице кордегардии. В этой картине Рембрандт создал типы, пережившие века и более ценные для потомства, чем самые точные портреты.
Летом 1642 года картина была окончена и унесена из мастерской. Она как будто унесла за собой и благополучие семейного счастья художника. 5 июня этого же года умирает его любимая и обожаемая Саския. Теперь он остался один со своим сыном Титусом. То, что Рембрандт так мало дорожил своим трудом и не знал настоящей цены своим произведениям, это вероятно и было причиной его денежных затруднений и той нужды, которую он испытал в последние годы жизни. Он пишет портреты своих современников, стариков, старух. Но особый интерес вызывают его картины на ветхозаветные и евангельские сюжеты: «Поклонение волхвов», «Иаков борется с ангелом», «Моисей разбивает скрижали закона», «Иаков, благославляющий сыновей Иосифа», «Воздвиженье креста», «Снятие с креста». Уже в конце своей жизни Рембрандт создает потрясающее полотно «Возвращение блудного сына» на сюжет из притчей Соломона. Вот как трактует эту притчу русский поэт и писатель Иван Бунин: (читает учащийся)
И лазурь и полуденный зной…
Срок настанет- Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?».
И забуду я все- вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.
1918г.
Посмотрите на год создания этого стихотворения.
Кого Бунин называет блудным сыном?
Что больше всего дорого ему?
А теперь еще раз посмотрим картину Рембрандта и познакомимся с тем, как эту же историю рассказал другой русский поэт – Николай Гумилев. «цикл стихотворений «Блудный сын» читают несколько учащихся)
1.
Нет дома, подобного этому дому!
В нем книги и ладан, цветы и молитвы!
Но видишь, отец, я томлюсь по иному:
Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы.
На то ли, отец, я родился и вырос,
Красивый, могучий и полный здоровья,
Чтоб счастья побед заменил мне твой клирос
И гул изумленной толпы- славословья.
Я больше не мальчик, не верю обманам,
Надменность и кротость – два взмаха кадила,
И Петр не унизится пред Иоанном,
И лев перед агнцем, как в сне Даниила.
Позволь, да твое приумножу богатство,
Ты плачешь над грешным, а я негодую,
Мечом укреплю я свободу и братство,
Свирепых огнем научу поцелую.
Весь мир для меня открывается внове,
И я буду князем во имя Господне…
О счастье! О пенье бунтующей крови!
Отец, отпусти меня…завтра…сегодня!
2.
Как розов за портиком край небосклона!
Как веселы в пламенном Тибре галеры.
Пускай приведут мне танцовщиц Сидона,
И Тигра, и Смирны…во имя Венеры,
Цветов и вина, дорогих благовоний…
Я праздную день мой в веселой столице!
Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?
А вот они, вот они, salve, amici! (привет, друзья)
Идите скорей, ваше ложе готово,
И розы прекрасны, как женские щеки,
Вы помните верно отцовское слово,
Я послан сюда был исправить пороки.
Но в мире, которым владеет превратность,
Постигнув философов римских науку,
Я вижу один лишь порок – неопрятность,
Одну добродетель – изящную скуку.
Петроний, ты морщишься? Будь я повешен,
Коль ты недоволен моим сиракузским!
Ты, Цинна, смеешься? Не правда ль потешен
Тот раб косоглазый и с черепом узким?
3.
Я падаль сволок к тростникам отдаленным
И пойло для мулов поставил в их стойла;
Хозяин, я голоден, будь благосклонным,
Позволь, мне так хочется этого пойла.
За ригой есть куча лежалого сена,
Быки не едят его, лошади тоже,
Хозяин, твои я целую колена,
Позволь из него приготовить мне ложе.
Усталость – работнику помощь плохая,
И слепнут глаза от соленого пота
О, день, только день провести, отдыхая…
Хозяин, не бей! Укажи, где работа.
Ах, в рощах отца моего апельсины –
Как красное золото полднем бездонным.
Их рвут, их бросают в большие корзины
Красивые девушки с пеньем влюбленным.
И с думой о сыне там бодрствуют ночи
Старик величавый с седой бородою,
Он грустен. Пойду и скажу ему: «Отче,
Я грешен пред Господом и пред тобою».
4.
И в горечи сердце находит усладу:
Вот сад, но к нему подойти я не смею.
Я помню…мне было три года… по саду
Я в запуски бегал с лисицей моею.
Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит,
Томили предчувствия, грызла потеря…
Но целое море печали не смоет
Из памяти этого первого зверя.
За садом возносятся гордые своды,
Вот дом – это дедов моих пепелище.
Он, кажется, вырос за долгие годы,
Пока я блуждал, то распутник, то нищий.
Там празднество: звонко грохочет посуда
Дымятся тельцы и румянится тесто,
Сестра моя вышла, с ней девушка – чудо,
Вся в белом и с розами, словно невеста.
За ними отец…Что скажу, что отвечу,
Иль снова блуждать мне без мысли и цели?
Узнал…догадался…идет мне навстречу…
И праздник, и эта невеста…не мне ли?
Каждый учащийся, читающий стихотворение из этой поэмы, делает анализ, из которого следует вывод, что в первом стихотворении сын явил самоуверенность молодого человека, но и желание сделать что-то значительное в своей жизни. Да, сын получает желаемую свободу. Но как он распорядился ею?
Он проводит время в развлечениях и бессмысленно тратит то, что досталось ему от отца. Не обретя жизненного опыта, он не смог не только приумножить, но даже сохранить то, что было дано ему для самостоятельной жизни.
К чему же приходит сын? Потешаясь над своим рабом, теперь он сам им становится. Видимо, каждому человеку необходимо пройти путь познания и исцеления, чтобы осознать, как важен в жизни опыт старшего поколения.
И сын вспоминает свой дом, родителей и близких. И теперь, после перенесенных трудностей и унижений, он решает вернуться домой. Но это не простое возвращение, а возвращение с покаянием, с осознанием своего неправильного жизненного пути.
Полотно «Возвращение блудного сына» выразило всю художественную и морально-этическую проблему позднего творчества Рембрандта. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.
Обобщение:
- Может ли быть художник абсолютно свободным? Объясните да или нет?
- Влияют ли социальные условия на его творчество?
- О чем говорят автопортреты Рембрандта?
- Какие темы в творчестве Рембрандта мы можем выделить?
- Какие человеческие, нравственные и гуманные качества выражены в картине «Возвращение блудный сына» и в поэме Н. Гумилева « Блудный сын»?
- Почему в начале урока звучала музыка Бетховена?
- Как Рембрандт в своем творчестве выразил дух голландского народа?